Оптимизация локального SEO под генеративный поиск SGE (AIO)
На Google I/O 2024 14 мая 2024-го SGE, генеративная поисковая выдача от Google, была запущена уже для большинства регионов и языков. Сначала Google называл эти автоматически сгенерированные ответы Search Generative Experience (SGE), но в этом году терминологию изменили на AI Overview (AIO).
Теперь технологии машинного обучения будут выдавать рекомендации и результаты поиска в соответствии с потребностями пользователей. Важно, что локальный поиск при этом не стал исключением. А значит у многих местных бизнесов могут возникнуть проблемы с видимостью. В этой статье рассмотрим инструменты, которые могут помочь в решении этих проблем, а также постараемся оценить влияние SGE на локальный бизнес.
Что такое генеративный поиск SGE/AIO?
Еще в 2023 году компания Google представила обновленный вид поисковой выдачи на основе искусственного интеллекта. Вместо того, чтобы пользователь сам искал инфу по ссылкам в выдаче, на его запрос должен был отображаться персонализированный короткий ответ. Уже в декабре того же года Search Generative Experience (SGE), генеративная поисковая выдача, была внедрена у некоторых англоязычных пользователей. Со временем ее распространение только набирало обороты.
Простыми словами SGE/AIO – это алгоритм, который проводит анализ запроса пользователя и, используя искусственный интеллект, предоставляет персонализированный ответ. Информация генерируется на основе стандартных алгоритмов поиска и топа выдачи сайтов, блогов и социальных сетей.
Теперь SGE/AIO официально запустили для большинства регионов и языков. Это самое большое изменение поисковой системы за последние 10 лет. И эксперты SEO и все, кто заинтересован в продвижении сайтов, блогов и бизнеса, должны учитывать эти нововведения.
Как SGE влияет на выдачу Google?
После декабря 2023 года было проведено немало различных исследований SGE. Ранние из них показывают, что в среднем от 40% до 92% ключевых слов (в зависимости от тематики) приводят к появлению SGE.
Но взгляните вот на какую тенденцию – свежее исследование SERanking, проведенное в июне 2024-го, говорит лишь о 8,71% ключевиков, имеющих AI Overview. А это значительное уменьшение по сравнению с февральским обзором. Было – 64%, стало – 8,71%.
Вероятно, резкое уменьшение присутствия AI Overview отражает усилия Google повысить точность и достоверность ответов, сгенерированных искусственным интеллектом. А может, это изменение вызвано беспокойством и критикой пользователей относительно качества и надежности AIO.
В то же время по разным исследованиям в 16–78% случаев SGE генерировалась автоматически над обычными результатами поиска. А в 5–54% – поверх обычных результатов появлялась кнопка, которая предлагала создать генеративную поисковую выдачу.
Стоит заметить, что влияние SGE на SERP довольно значительное:
- в 84% случаев, когда была показана генеративная поисковая выдача, она занимала более половины экрана,
- в 38% – целый экран.
В среднем SGE ранее содержала 8–11 ссылок, сейчас же самое частое количество ссылок AIO до нажатия на кнопку «Показать больше» составляет 1 ссылку, после нажатия – 4 (согласно SERanking). С высокой вероятностью Google стремится к качеству, а не количеству, ведь источников явно становится меньше, однако сами они более авторитетны. Это вполне соответствует концепции поисковика, которая заключается в том, чтобы пользователи получали надежную и точную информацию.
Конечно, чем меньше ссылок-источников в AIO, тем сильнее конкуренция. Вот почему важно улучшить EEAT вашего сайта и качество его содержимого уже сегодня.
Среднестатистическая длина текста в AI Overviews, выросла примерно на 24,59% (с 3485 до 4342 символов). Можно предположить, что Google таким образом пытается предоставлять более подробные ИИ-ответы сразу под строкой поиска.
Конечно, тенденции для владельцев сайтов не очень хорошие, ведь, вероятно, пользователи начнут меньше нажимать на традиционные ссылки. Это также может помешать пользователям прокручивать вниз к обычным результатам (чем длиннее текст в AIO, тем ниже расположение традиционных обычных результатов в SERP).
В конце концов, владельцы веб-сайтов могут столкнуться со снижением обычного трафика и рейтинга кликов, особенно для запросов, на которые можно получить полный ответ в AIO.
Генеративная выдача VS Featured Snippets
SGE ранее практически полностью вытеснял Featured Snippets (блоки с короткими ответами на запрос пользователя, которые еще называют «позицией 0» в поиске). Исследования Onely/ZipTie, проведенные в апреле 2024 года, показывают, что SGE генерировались в 5,5 раз чаще, чем Featured Snippets. А в некоторых отраслях лидировал с огромным отрывом:
- отели – в 437 раз,
- красота – в 66 раз,
- e-commerce – в 65 раз,
- питание – в 18 раз,
- автомобили – в 8 раз.
А вот уже более свежее исследование SERanking июня 2024-го показывает, что сниппеты появляются рядом с генеративной выдачей в 45,39% случаев. Что гораздо чаще, чем это было в феврале 2024 года.
Какие ниши чаще всего инициируют SGE (AIO)?
Чтобы понять распространенность генеративной выдачи, поделимся с вами результатами очень мощного анализа от SERanking. Исследовалась частота вызова AIO в 20 различных тематиках. Как оказалось, вопросы, касающиеся «Отношений» инициировали AIO в 26,62% случаев. Далее в порядке убывания ниши:
- «Еда и напитки» – 24,78%
- «Технологии» – 18,11%
- «Бизнес» – 16,88%
- «Домашние любимцы» – 15,58%
- «Мода и красота» – 15,26%
- «Уход и здоровье» – 15,04%
- «Ecommerce и розничная торговля» – 12,18%
Самый низкий показатель у «Автомобилей» и «Недвижимости» – 0,12%.
Как SGE (AIO) выбирает источники?
То, как SGE выбирает источники, значительно отличается от обычного поиска в Google и от Featured Snippets. Самыми распространенными источниками во всех исследованиях стали Google Maps/Local и YouTube.
Несколько слов о топе выдачи. Исследование ZipTie, проведенное в апреле 2024 года, показало, что 53% источников SGE не входят в первую десятку выдачи Google.
А вот Майк Кинг, который проанализировал 91 тысячу запросов по различным ключевым словам, отмечает, что в 91% случаев среди источников SGE была хотя бы 1 ссылка из первой десятки. В июньском исследовании SERanking эта цифра составляет 84,72%.
Видим, что подход Google к формированию генеративных ответов из лучших органических доменов остается относительно последовательным, несмотря на общее уменьшение случаев AIO. Можно предположить, что Google ссылается на домены самого высокого рейтинга, чтобы обеспечить точность и надежность созданного ИИ содержимого.
Поэтому чем больше будет авторитет (трастовость) вашего домена и надежнее содержимое, тем больше шансов попасть в генеративную выдачу и в целом занимать высокие позиции в результатах привычного поиска.
Заметьте, что один сайт может указываться как источник несколько раз. Иногда URL-адреса при этом отличаются (разные страницы сайта). Но случалось, что они совпадали и даже располагались в одной карусели SGE.
Исследователи также обращают внимание на то, что, похоже, Google хочет снизить время, которое тратят пользователи на совершение покупки. Ранее покупатели в среднем тратили суммарно 3 часа в течение нескольких дней, прежде чем решались совершить покупку. Компания стремится сократить весь процесс до 15-минутного разового путешествия.
Какие слова в запросах являются триггерами SGE?
Исследования показывают, что определенные слова в запросах пользователей провоцируют появление SGE больше других:
- практически в 100% случаев генеративная поисковая выдача появлялась, если в запросе было слово «рядом»,
- слова «купить», или «стоимость» – 87-95%,
- вопрос, который начинался со слова «как» – 77%,
- слово «лучший» – 52%.
Еще один интересный момент связан с длиной запроса пользователя. Исследования SERanking показывают, что вероятность появления SGE увеличивается с увеличением количества слов:
- 1 слово – 0,8%,
- 5 слов – 11,13%,
- 9 слов – 19,10%.
Это вполне естественно, ведь длинные поисковые запросы предоставляют больше контекста. Это помогает системам искусственного интеллекта лучше понимать запросы и выдавать более релевантные ответы.
Также известно, что AIO вызывается чаще всего для низкочастотных ключевых слов с объемом поиска 50 и менее.
Локальное продвижение
Статистика показывает, что 18% локальных поисков на смартфонах приводят к покупке. Поэтому различные тонкости локальной оптимизации помогут получить больше трафика, а значит и потенциальных клиентов.
Скорее всего вы замечали так называемые блоки локальной выдачи в верхней части поиска рядом с картой. Обычно компании, которые туда попадают, получают больше звонков и обращений от клиентов.
Но с появлением SGE это может измениться, ведь именно блок, созданный искусственным интеллектом, будет находиться вверху. При его формировании привычные всем ключевые слова будут отходить на второй план. Прежде всего искусственный интеллект будет руководствоваться намерениями пользователя, его местоположением, историей поиска и тому подобное. Так ответы на запросы будут становиться все более индивидуальными.
Важно понимать, что искусственный интеллект в каждой отдельной ситуации будет пытаться понять намерение пользователя, которое скрыто за его запросом. Поэтому местным бизнесам стоит ориентироваться на решение проблем, а не на продажу.
Другими словами, SGE не только предоставит локальному бизнесу новые возможности, но и поставит перед ним новые вызовы. Стандартные ссылки станут менее заметными, ведь блок, созданный искусственным интеллектом, опустит их ниже. А стратегия, построенная исключительно на ключевых словах, может привести к уменьшению трафика. Далее разберем, на что теперь стоит обращать больше внимания.
Как развивать локальное SEO после внедрения SGE?
Поскольку генеративная поисковая выдача появилась недавно, то какого-то универсального рецепта пока нет. Специалисты по SEO должны быть готовыми постоянно мониторить ситуацию и в любой момент вносить правки в стратегию.
Существует три основных фактора, которые влияют на ранжирование в локальном SEO. Эксперты убеждены, что даже во времена господства искусственного интеллекта на них стоит обращать первоочередное внимание.
- Актуальность. Чем более подробную информацию о своем бизнесе вы предоставляете, тем легче Google понимает, чем вы занимаетесь и согласовывает эти данные с результатами поиска.
- Расстояние. Если пользователь не указал свое местонахождение, то Google вычисляет расстояние на основе последней известной информации.
- Авторитетность. Этот показатель базируется на такой информации как ссылки, статьи, каталоги, а также качество и количество отзывов в интернете.
Также некоторые SEO-специалисты убеждены, что фактором ранжирования является еще и местное цитирование. То есть упоминания о вашей компании на сторонних сайтах (название, контакты и т.д.) даже без обязательного предоставления обратной ссылки.
Обратите внимание! Неправильный номер телефона станет красным флажком. Вашу запись в Google Business Profile могут больше не отображать, поскольку Google не сможет подтвердить законность вашей компании.
Ключевые стратегии
Как мы отмечали выше, пока все советы по поводу локального SEO остаются лишь предположениями специалистов. Их нужно проверять на практике и адаптировать под каждый конкретный случай. Но все же обратите внимание на такие моменты.
- Релевантность выходит на первый план. Соответствие ключевым словам теперь менее весомый фактор. Важно, чтобы онлайн-присутствие компании точно отражало ее расположение и предложения.
- Актуальная и подробная информация в Google Business Profile будет играть ведущую роль.
- Опыт пользователей. Компаниям стоит сосредоточиться на ценности своего контента, оптимизации сайтов для мобильных устройств и скорости загрузки страниц.
- Отзывы. Благоприятная репутация может быть обеспечена поощрением положительных отзывов и своевременным реагированием на негативные. Используйте любые возможности получения обратной связи от клиентов (разместите QR-код, ведущий на страницу отзывов, на упаковке, отправляйте ссылки для обратной связи с помощью мессенджеров и т.д.).
В завершение
Подытожим, на что именно стоит обращать внимание, чтобы адаптировать свои SEO-стратегии под новые реалии.
- Регулярно обновляйте ваш GMB-профиль. Убедитесь, что информация в нем точная и полная. Опубликуйте там название компании, описание услуг, которые предоставляете, ссылки на соцсети и сайт, адрес, график работы, контактные данные и тому подобное.
- Чтобы увеличить свои шансы попасть в SGE, адаптируйте свой контент под ответы на конкретные запросы. Также структурируйте его для улучшения читабельности.
- Ссылки и упоминания на респектабельных сайтах дадут возможность увеличить авторитет. Хорошо, если ссылки будут появляться на локальных ресурсах: бизнес-справочники, сайты местной прессы, сайты бизнес-событий и тому подобное.
- Занятость заставляет людей искать информацию на ходу. Ваш сайт должен быть оптимизирован для небольших экранов.
- Укрепляйте доверие клиентов, оперативно реагируя на их отзывы.
- Держите руку на пульсе того, откуда искусственный интеллект получает информацию. На этих платформах ваш бизнес должен быть хорошо представлен.
Появление SGE добавит немало изменений в работу локальных предприятий. Теперь нужно быть готовым в любой момент вносить изменения и адаптироваться к ситуации, отслеживая видимость своей компании.
Одно можно сказать наверняка. Учитывая непредсказуемую природу искусственного интеллекта, специалисты по поисковой оптимизации и владельцы сайтов должны диверсифицировать свою SEO-тактику как для традиционных поисков, так и для поисковых запросов, расширенных с помощью ИИ.
Возможно, вас заинтересует
Нерабочие, или как их еще называют битые ссылки на вашем сайте уменьшают доверие со...
Любой хороший SEO-специалист скажет вам, что все мероприятия по повышению рейтинга сайта должны быть...
Продвижение сайта напоминает игру «Царь горы». Задача – оказаться на SEO-вершине и продержаться там...
Наш телеграм
с важными анонсами, розыгрышами и мемами
Присоединиться