AI Mode: как это работает и что означает для украинского SEO

Поиск, как чужие дети, растет и меняется очень быстро. Просто посмотрите, как за последний год подскочило качество генерируемого искусственным интеллектом контента. Даже мы, модные диджитал-специалисты, не всегда можем отличить настоящие видео от аишных. Отовсюду слышим: «Ключевые слова и бэклинки – это вчерашний день. Забудьте о синих ссылках. Забудьте о классическом SEO. ИИ съест ваш трафик». Но так ли это на самом деле? Давайте выясним вместе!
Итак, на сцену выходит AI Mode – новый подход к работе поисковых систем, который уже сейчас трансформирует то, как люди получают информацию, а компании – видимость в результатах поиска. В этой статье мы рассмотрим, как работает AI Mode, почему он важен для украинских компаний и что следует делать, чтобы не попасть в переплет в погоне за своим клиентом.
Что такое AI Mode
AI Mode – это режим работы поисковой системы, который использует LLM, большие языковые модели, чтобы генерировать ответы на запросы пользователя не только на основе отдельных страниц, но и на основе обобщенной информации из многочисленных источников. Другими словами, вместо того, чтобы просто показать вам ссылку, система создает новый ответ, собранный со многих страниц одновременно.
Режим ИИ в Google начал появляться в виде SGE (Search Generative Experience) еще в мае 2024 года. И уже тогда было понятно, что началась фундаментальная трансформация того, как поиск понимает запросы, интерпретирует намерения пользователя и подбирает источники.
Первым AI Mode запустили в Америке и Индии, а теперь он уже доступен в 180 странах. Протестировать встроенный ИИ-поиск украинцам можно уже сейчас. Для этого просто зайдите на главную страницу (google.com) и нажмите на «AI Mode». Единственное, что пока он поддерживает только английский язык, но, думаем, локализация не за горами.

Мы заметили, что когда люди нажимают на страницы результатов поиска с помощью AI Overviews, эти клики имеют более высокое качество, то есть пользователи с большей вероятностью проводят на сайте больше времени.
Google Search Central
Как работает AI Mode
Конечно, Google опубликовал подробную документацию о том, как работают AI Overviews (обзоры искусственного интеллекта) и AI Mode (режим искусственного интеллекта), однако мы попробуем представить информацию более концентрированно.
Работу AI Mode можно уместить в три ключевых принципа: распределение поискового запроса («Query Fan-Out»), построение корпуса документов («Custom Corpus») и генерация ответа языковыми моделями («LLM»).
Шаг 1. Query Fan-Out – разделение запроса
В ответе на ваш поисковый запрос режим искусственного интеллекта не ограничивается одной формулировкой. Он ищет десятки связанных вариантов ключевого слова или фразы, которые лучше охватывают тему и предусматривают контекст, интересующий пользователя. Этот принцип называется «query fan-out».
Например, пользователь вводит: «хостинг для интернет-магазина». Система параллельно анализирует: «быстрый хостинг woocommerce», «вордпрес хостинг цены», «сравнение украинских хостеров» и т.д.
Шаг 2. Построение корпуса документов
После генерации вариантов запроса система подбирает из индекса документы, которые могут содержать полезную информацию, и формирует из них «кастомный корпус». В этот набор не обязательно попадают самые популярные страницы, а скорее те, которые имеют наивысшую тематическую релевантность к различным вариантам запроса.
Корпус содержит и форумы с реальными отзывами (локальные white и blacklists, Hotline.ua, DOU.ua, Reddit для зарубежных компаний), и статьи с техническими сравнениями, и рейтинговые платформы.
Шаг 3. Генерация ответа через LLM
На основе подобранного корпуса большая языковая модель генерирует ответ, который в итоге видит пользователь. Важно понимать, что это не копия с сайта, а новый текст, синтезированный на основе данных из многих источников.
Итак, Google запатентовал «Метод ранжирования текста с парным сравнением». Суть его заключается в том, что вас сравнивают непосредственно с другими источниками фрагмент за фрагментом, а не по абсолютным метрикам.
Победит тот отрывок, который модель сочтет более релевантным, а не просто тот, который содержит больше ключевых слов. Плотность информации, полнота и семантическая ясность становятся решающими.
В итоге ответ будет выглядеть так:

Персонализация под пользователя
Интересно, что система сохраняет не только контент, но и цифровой профиль пользователя: какие сайты человек посещает, какие темы его интересуют и на каких типах ответов он задерживается. Соответственно, ИИ Mode сопоставляет запрос с этим профилем и генерирует максимально персонализированные ответы.
Разберем на примере. Если за последний месяц пользователь 70% времени провел на англоязычных технических форумах и блогах, AI Mode поднимет GitHub и Stack Overflow в топ 5 источников для ответов, даже если локальные сайты содержат аналогичный контент.
Какие изменения режим искусственного интеллекта несет для SEO
- Семантическая релевантность важнее ключевых слов. Контент должен быть экспертным, уникальным и тематически связанным, а не только оптимизированным под частотные запросы.
- Оптимизация фрагментов. Google анализирует не только страницу в целом, но и отдельные фрагменты. Каждый абзац может быть «входной точкой» к ответу. Поэтому меньше описательных конструкций, повторений, и шансов попасть в выдачу ИИ уже значительно больше.
- Потеря прямого трафика. Хотя Гугл это отрицает, но на самом деле часть трафика действительно теряется. Пользователь получает ответ сразу в выдаче, поэтому возрастает ценность узнаваемости бренда, качественного контента и сильного офера.
- Появление новых форматов видимости. В AI Mode ссылки на сайт могут появляться в виде цитаты, упоминания, блока «подробнее читайте на…». Это открывает новые возможности для брендов, которые имеют экспертный контент.
Традиционное SEO | SEO в AI Mode |
Оптимизация под ключевые слова | Семантическое соответствие запросам |
Рейтинг по PageRank | Оценка фрагментов и тематических кластеров |
Пользователь приходит по ссылкам в поиске | Пользователь приходит из ответов LLM |
Практические советы, как украинским сайтам попасть в ИИ-поиск Google
Согласно советам самого Гугла, основа успешных позиций как в традиционном поиске, так и в ИИ-поиске – оригинальный, полезный для людей (так называемый «people-first») контент.
Но прежде всего вы должны соблюдать базовый технический минимум:
- страница должна быть проиндексирована Google Search и отображаться с веб-фрагментом (снипетом);
- сканирование сайта должно быть разрешено в robots.txt, а также любой CDN или хостинговой инфраструктурой.
Дополнительных специальных требований для AI Mode нет – достаточно того, что работает для классического поиска.
1. Желательно писать больше именно некоммерческого контента, который реально решает запросы пользователей – ведь в AI-поиске мы формулируем длинные, конкретные вопросы и часто делаем дополнительные запросы для более глубокого понимания.
Один сильный лонгрид с примерами, схемами, локальными кейсами сработает гораздо эффективнее, чем десятки поверхностных постов. Также в Google советуют дополнять текстовый контент высококачественными изображениями и видео везде, где это возможно.
2. Обеспечьте человеческий UX. Даже лучший контент разочаровывает, если страница загромождена, а навигация затруднена. Проверьте, хорошо ли страницы отображаются на разных устройствах, могут ли посетители легко отличить основной контент от второстепенного, и главное – насколько быстро страницы загружаются. А вот на это как раз влияет оптимизированный под вашу CMS хостинг, кэширование на уровне сервера и адекватно сжатые изображения.
Вот несколько полезных материалов:
- Как грамотно настроить кэширование и ускорить открытие сайта
- Как правильно добавлять и оптимизировать медиа на сайте
3. Доводим микроразметку до ума. Соответствие структурированных данных и текста на странице является обязательным. Например, если schema говорит, что product.name: «Super Hosting Plan», то этот текст должен быть виден на странице. Или же если вы ставите FAQPage, то вопросы и ответы должны быть в верстке.
Если ваша страница имеет хорошо сформированные структурированные данные, она легче попадает в набор «кандидатов» для ИИ-ответа, потому что Google понимает, что именно на ней размещено. Она также может быть использована частично: например, только описание продукта или только контактная информация.
4. Оптимизируйте фрагменты. Давайте четкие ответы, используйте заголовки, списки, таблицы, разделы FAQ и HowTo – они читаются лучше и быстрее подтягиваются в AI Mode.
Отдельно специалисты из Google советуют обратить внимание на внутреннюю перелинковку и актуальность материала (чем новее дата, тем лучше). Рекомендуем почитать наш гайд о том, как визуализировать и анализировать внутреннюю перелинковку сайта с ChatGPT.
5. Повышайте узнаваемость. Название компании, ее экспертность и частота упоминаний в других источниках влияют на то, попадет ли она в ответ AI Mode. Поэтому работаем над гостевыми постами, партнерствами и проверяем, чтобы информация в «Merchant Center» и «Business Profile» была актуальной.
В заключение
AI Mode меняет само определение поиска. Это уже не набор ссылок, это попытка сразу дать лучший ответ на запрос пользователя. С учетом контекста, личных предпочтений и экспертности источников.
Для украинских компаний это означает, что следует переходить от механической оптимизации к настоящему контент-маркетингу, глубокой экспертизе и построению доверия. Это и вызов, и одновременно шанс стать лидером в своей нише в новую эпоху поиска.
Возможно, вас заинтересует
Email-рассылки давно стали важной частью цифрового маркетинга, ведь они помогают наладить эффективную коммуникацию с...
Представьте библиотеку, в которой хранятся миллионы книг. Чтобы знать, где искать нужный вам экземпляр,...
Если вы хотите знать, сколько посетителей заходит на ваш сайт, откуда они пришли, как...
Наш телеграм
с важными анонсами, розыгрышами и мемами
Присоединиться